Медицинская информатика
Научная статья
61: 007.51: 316ББК
51.1: 32.817: 32.973.202-018.2ГРНТИ
50.49.37DOI
Экосистема коммуникаций в медицинской организации: практическая процессно-ориентированная модель
Дмитрий Владимирович Белышев1
, Александр Евгеньевич Михеев2, Артур Арутюнович Ованесян3
| 1-3 | Институт программных систем им. А. К. Айламазяна РАН, Веськово, Россия |
| 1 |
|
Аннотация. Стремительная цифровизация отечественного здравоохранения и фрагментированность рынка медицинских информационных систем (МИС) обостряют проблему неэффективных профессиональных коммуникаций в медицинских организациях (МО). Использование публичных мессенджеров создает риски для безопасности персональных данных и повышает когнитивную нагрузку на врачей, что требует внедрения специализированных, встроенных в МИС решений. В работе продолжены исследования, начатые в первой статье этого выпуска.
Цель исследования. Выявить и проанализировать ключевые сценарии использования модулей коммуникаций в МИС для оценки их влияния на эффективность работы медицинского персонала, безопасность пациентов и оптимизацию бизнес-процессов МО.
Материалы и методы. На основе анализа зарубежного и отечественного опыта, а также собственной практики разработки, предложена процессно-ориентированная эволюционная модель интеграции коммуникаций в МИС. Модель апробирована через описание типовых сценариев использования: менторство, обмен сообщениями, управление уведомлениями, задачами и инцидентами, проиллюстрированных на примере МИС Интерин PROMIS Alpha PG.
Результаты. Определена ключевая роль встроенного в МИС коммуникационного модуля не как лишь инструмента общения, а как средства выявления, поддержки на этапе становления и последующей трансформации клинико-административных процессов в BPM-сценарии, реализуемые средствами МИС. Сформулированы три принципа модели: процессный детерминизм, эволюционная поэтапность и контекстная интеграция. Показано, что низкий уровень использования встроенного мессенджера свидетельствует о высокой зрелости МИС, средствами которой поддерживаются процессы МО. Выявлены ограничения, связанные с человеческим фактором и организационными барьерами. Доказано, что общая коммуникационная платформа является практичным решением для обеспечения интероперабельности в экосистеме разнородных МО.
Заключение. Предложенная модель позволяет трансформировать коммуникационные каналы сотрудников из источника хаоса в управляемый инструмент развития внутренних процессов в МО. Практическая значимость работы заключается в предоставлении руководителям МО и разработчикам МИС структурированного руководства по поэтапному внедрению, основанному на комплексном подходе «технологии-процессы-культура». Переход к процессно-ориентированным коммуникациям в МИС является ключевым фактором повышения качества, безопасности и экономической эффективности медицинской помощи.
Ключевые слова: медицинская информационная система, профессиональные коммуникации, процессно-ориентированная модель, экосистема, интероперабельность, цифровизация здравоохранения, безопасность пациентов
Для цитирования: Белышев Д. В., Михеев А. Е., Ованесян А. А. Экосистема коммуникаций в медицинской организации: практическая процессно-ориентированная модель // Программные системы: теория и приложения. 2025. Т. 16. № 6. С. 53–98. https://psta.psiras.ru/2025/6_53-98.
Полный текст статьи (PDF): https://psta.psiras.ru/read/psta2025_6_53-98.pdf.
Статья поступила в редакцию 25.10.2025; одобрена после рецензирования 17.11.2025; принята к публикации 17.11.2025; опубликована онлайн 15.12.2025.